23:03 1 мая | |
1 мая во многих странах мира отмечается международный праздник - День труда, который изначально носил название День международной солидарности трудящихся. 1 мая 1886 года американские рабочие организовали забастовку, выдвинув требование 8-часового рабочего дня. Забастовка и сопутствующая демонстрация закончились кровопролитным столкновением с полицией. В июле 1889 года Парижский конгресс II Интернационала в память о выступлении рабочих Чикаго принял решение о проведении 1 мая ежегодных демонстраций. Впервые день международной солидарности трудящихся был отмечен в 1890 году в Австро-Венгрии, Бельгии, Германии, Дании, Испании, Италии, США, Норвегии, Франции, Швеции и некоторых других странах. Долгое время Первомай был символом революции, непримиримой классовой борьбы, имел «политическую окраску» и отмечался демонстрациями, украшенными портретами политических деятелей, передовиков производства, лозунгами, призывами, плакатами и диаграммами о достижениях в той или иной отрасли народного хозяйства, науки, культуры. Но постепенно этот контекст терялся. Сегодня этот праздник отмечается в 142 странах и территориях мира 1 мая или в первый понедельник мая. Для ряда стран традиция собирать людей под знамена профсоюзов еще сохранилась, но в большинстве государств это все же не политический праздник, а именно День труда, яркий весенний праздник, когда организуются народные гуляния, выступления артистов, ярмарки, мирные шествия и множество увеселительных мероприятий. А для кого-то это просто еще один выходной, в течение которого можно просто отдохнуть или провести время с семьей. Кстати, в некоторых странах День труда отмечается в иное время - к ним относятся, например, США и Япония. Более чем в 80 государствах (включая Индию) День труда не отмечается.Первомай впервые был отпразднован в Российской империи в 1890 году в Варшаве, а в 1891 году уже в столице — Санкт-Петербурге. Многие еще помнят первоначальное название праздника — День международной солидарности трудящихся. В Советском Союзе праздник часто назывался просто по числу — 1 Мая. Сегодня в Российской Федерации праздник утратил свой политический окрас, отмечается под названием Праздника Весны и Труда и является выходным днем. Официально День закреплен в статье 112 Трудового кодекса РФ от 30 декабря 2001 года. Как бы ни называли этот майский день — Днем солидарности трудящихся или Праздником Весны и Труда, для многих 1 мая традиционно символизирует возрождение и приход весны. Большой эмоциональный заряд, который он несет в себе, связан не только с ощущением весеннего пробуждения природы, но и с восприятием 1 Мая как общего торжества, сплачивающего всех россиян.Ежегодно 1-го мая в Австрии отмечается День Труда. По закону, это нерабочий, праздничный день. Впервые австрийцы встретили Первомай весной 1890 года забастовкой венских водителей трамваев, горных рабочих, рабочих сталелитейного производства. После революции 1 мая 1919 этот день был объявлен государственным праздником. Примечательно, что с пролетарскими атрибутами праздника часто перемешивались отголоски народной культуры, связанной с наступлением 1 мая вальпургиевой ночи и обычаем украшать Майское дерево. Классическое Майское дерево — это деревянный столб без коры, иногда крашенный, с закрепленным наверху колесом, украшенным зелеными ветками, цветами и яркими лентами. По языческим поверьям Майское дерево символизирует мировую ось, вокруг которой вращается вселенная. Дерево без листьев, символизирующих изменение, становится неизменяемой осью, или центром. Столб - это мужская символика, а диск, расположенный на верхушке столба, - женская. Соединенные вместе, они олицетворяют плодородие. Семь ленточек - это цвета радуги. С майским деревом, устанавливаемым в центре австрийского села, связано большое количество обрядов и обычаев. Например, необходимо охранять свое дерево от похитителей и, в то же время, постараться украсть Майское дерево у соседней общины. После того как дерево похищено, начинается торг, потерявшая дерево сторона должна угостить победителя пивом. Первомай в современном виде возник в середине XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Вначале с этим требованием выступили рабочие Австралии 21 апреля1856 года. С тех пор этот праздник в Австралии стал ежегодным. По образцу рабочих Австралии 1 мая 1886 годаанархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. При разгоне такой демонстрации в Чикаго4 мая погибло шесть демонстрантов. В ходе последовавших на следующий день массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции в результате взрыва брошенной неизвестным бомбы было убито восемь полицейских, ранено не менее 50, и в последовавшей перестрелке было ранено минимум четверо рабочих (по некоторым данным, до пятидесяти убитых и раненых), несколько десятков человек получили ранения. По обвинению в организации взрыва восемь рабочих-анархистов(Парсонс, брат известного полковника армии Юга, ошибочно названного Хосе Марти генералом, сам в прошлом солдат армии конфедератов, но порвавший с расистскими предрассудками и женившийся на бывшей рабыне индейско-мексиканскогопроисхождения, Спайс, Энгель, Фишер, Линг, взорвавший себя сигарой с динамитом до казни) были приговорены к повешению, троим из них, когда главный свидетель обвинения признался в том, что оговорил вообще всех осуждённых, впоследствии смерть заменили приговором к 15 годам каторги (Впоследствии было доказано, что свидетель говорил правду, когда признался в оговоре, и обвинение в данном преступлении было ложным, так как, хотя бомбы производили и к вооружённому выступлению готовились, но к боестолкновениям 5 мая и смертям и ранениям в этот день никто из осуждённых никак причастен не был). Именно в память о казнённых по предложению американских рабочих, наметивших свою забастовку на 1 мая 1890 года, Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889) объявил 1 мая 1890 Днём солидарности рабочих всего мира и предложил отметить его демонстрациями с требованием 8-часового рабочего дня и другими социальными требованиями. Как и в Австралии, успех демонстраций привёл к тому, что праздник стал ежегодным. В Швеции, начиная с 1 мая 1908 года, в этот праздник собирались средства для борьбы с болезнью рабочих — туберкулёзом, и поэтому 1 мая — также международный День белой ромашки. В России его впервые неофициально отметили 20 апреля (3 мая) 1911 года. В 1918 году в РСФСР этот праздник стал государственным под названием День Интернационала Название праздника неоднократно менялось в официально изданных календарях: Праздник международной солидарности пролетариата (1930 год), Боевой праздник международного пролетариата (1943 год), День всемирного праздника трудящихся (1946 год).Издревле Майский праздник (Maifeiertag) отмечается в Германии весело и шумно. В этот день можно потанцевать, попеть, купить на ярмарке мастеров полезные и забавные вещи, послушать музыку. Одним словом, весело провести время, отдохнуть. Празднование проводится в честь возрождающейся природы, расцветающей весны. Зима прошла — природа начинает новую жизнь. Символикой этот праздник связан с Пасхой и Троицей. Распустившаяся зелень, сочетание красного и зеленого имеют особую магию. Однако, обычай этого праздника восходит к языческим временам. Еще древние греки в этот день наряжали полосками шерсти священную сосну Аттиса (супруг матери-Земли — Кибелы) в честь его воскрешения. Сосна была с отрубленными ветками. Ее торжественно несли с процессией к храму, во время шествия все танцевали вокруг дерева. В древнем мире превратился этот день в Праздник Хиларии, а позднее у северных народов — в день Майской королевы и Зеленого Человечка. В средние века этот обычай переняли немцы, который существует до сих пор. По обыкновению, майский праздник начинается накануне, в Вальпургиеву ночь. Вечером 30 апреля повсюду проходят празднества «Танец (пляски) в май», которыми по старой традиции, приветствуется наступление лучшего месяца для пробуждения весны. Обязательным считается украшение дома (внутри и снаружи) и сада молодыми побегами, цветами. Все это обеспечивает успех, здоровье, богатый урожай. Ночью зажигаются костры, вокруг которых водят хороводы, устраивают пляски, прыжки через костер. Идет выбор майской королевы и короля. С утра веселье продолжается: это обязательный торжественный пронос разукрашенного майского дерева (Maibaum), которое водворяется в центре селения. Вокруг дерева снова происходят танцы, которые восславляют по древним обычаям его величество солнце. Майское дерево символизирует мировую ось, вокруг которой вращается Вселенная Символом Первомая является Майское дерево (Maibaum). Это высокий ствол с зеленым венком на верхушке, наряженный молодой зеленью и цветами. Венок украшается 7 разноцветными ленточками, чаще всего красными. Майское дерево посвящается земледелию и воскрешению образа Древа мира. Оно олицетворяет жизнь, цветение, весеннее плодородие, здоровье. Майское дерево символизирует мировую ось, вокруг которой вращается Вселенная. Дерево без листьев (столб) — неизменяемая ось или центр. Семь ленточек — семь цветов радуги, которая появляется после дождя во время солнца и приносит урожайную погоду. Разматывание ленточек от центра — символ создания мира от центра. Столб — это символ мужчины, а венок — женщины. Вместе олицетворяют обновление жизни, сексуального соединения, воскресения и весны. Именно эти языческие корни Первомая возмущали христианских священников, а не борьба рабочих за свои права. В поклонениях дереву они видели противоположность крестным ходам, тем более на эти «веселенькие» деньки приходилась Пасха. Однако праздник жив, и с ним связано не меньше обычаев, поверий и суеверий, чем с Рождеством. На майское дерево кое-где вешают сапоги, рубахи и прочие ценные призы, кто доберется по столбу до приза, того и подарок. Проверка удали молодецкой (этот обычай в свое время был распространен в России, его переняли из Московской немецкой слободы). Кое-где сохранился обычай украшать деревце с зелеными побегами сверху и обрубленными крайними ветками, чаще всего — это молодая березка, для своей девушки. Устанавливать его перед ее домом, как знак симпатии (и вовсе не обязательно становится женой или невестой после этого). Перед домом одной девушки можно поставить только одно дерево, поэтому, чье дерево останется, юноши иногда выясняют кулаками, а иногда и хитростью. Молодой человек, «посадивший» дерево, стережет его (чтобы, например, его не выкопал соперник), а заодно и смотрит на реакцию девушки. Она подсматривает в окошко за тем, кто ставит дерево, и может для него выставить на порог пустую корзину. Данный знак будет означать, что молодому человеку не отвечают взаимностью. И тогда он может затаить обиду, оскорбиться и отомстить. После чего по утру можно увидеть кучу навоза или грязи, а самое худшее — это измазанные ворота дегтем, что с древних времен является страшным позором для молодой красавицы, поэтому она охраняет ворота целую ночь… Вот так и не спят всю ночь, один дерево стережет, а вторая — ворота… Иногда жители одной деревни пытаются украсть дерево из чужой деревни, и в тоже время, не забывая, охранять свое дерево от похищения или разорения. За украденное дерево полагается выкуп — бочка пива ... минимум. Картина «Майский день» (May Day), художник Джозеф Ноллекенс (1737–1823) Майские дерева в городах — это разукрашенные металлические столбы, предназначение которых понятно только один день в году, остальное время они вызывают удивления у туристов. Но чем меньше поселение, тем майские деревья становятся все уникальнее. Например, с вырезанными фигурками людей, танцующих пар, церквей, орудий труда... Это даже и не удивительно, это же еще праздник и рабочего (Зеленого) человека. В те же средние века, когда пришел праздник встречи весны, именно от состояния хозяйства на 1 мая зависела оплата батрацкого труда за целый год. Вот как оказывается, ездить на Первомай на дачу – это не кара, а дань нашим предкам… Ясное дело, что максимальное беспокойство причиняла всегда последняя ночь, ведь за труд могли не заплатить. Именно это, считают исследователи, и породило поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм. Ведьмы садились верхом на метлы и слетались на горные вершины, где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Поэтому, чтобы год трудов не пропал даром, батракам приходилось жечь костры, не спать и петь песни, дабы отогнать нечистую. А утром показывать убереженные стада и нивы, получать заработанное и веселиться под майским деревом…
| |
|
Всего комментариев: 0 | |